Долго думал, как озаглавить свои размышлизмы. А потом просто поставил над текстом одно слово. Да большего и не нужно. Сразу вспомнился классик «…как много в этом звуке для сердца русского слилось». В фамилии Ходорковский слилось действительно много чего. Если не для русского сердца, то для гражданского правосознания россиян уж точно. Ибо Ходорковский не политзек и не узник совести. Он символ российского судебного произвола, символ индивидуальной беззащитности перед лицом перемалывающей все и вся системы. Вместе с тем воспринимается он российским населением очень неоднозначно. Часть общества считает наказание справедливым и политического подтекста в деле упорно не видит. Другая часть считает уголовное преследование олигарха чисто политическим. Все приводят свои доводы.
Однако очевидных фактов отрицать нельзя. Став самым богатым человеком в мире, Михаил Борисович Ходорковский начал предпринимать активные политические шаги, и вступил в противоречие с только что пришедшим к власти Владимиром Путиным. Финансировал оппозиционные «Союз Правых Сил», «Яблоко» и «КПРФ». При этом отказывался давать деньги Единой России. На момент ареста Владимир Гусинский и Борис Немцов рассматривали его в качестве кандидата на президентский пост. Естественно, что такое положение дел действующей власти было не по нраву. И Ходорковского посадили. Посадили естественно не за политику. За экономику. Однако внезапный интерес к деятельности компании «ЮКОС», возглавляемой Ходорковским, обычным служебным рвением правоохранительных органов объяснить сложно. Поговаривают, что Путин лично требовал от Ходорковского прекратить финансирование оппозиции. Однако олигарх это сделать отказался. И тут же получил расплату в виде тюремного срока. В пользу политической окраски дела говорит и другой момент. Уголовные дела Михаила Ходорковского возникали одно за другим. С разницей в три года, а не одновременно. Как-то не вериться, что доблестные следственные органы столько времени расследовали махинации Ходорковского. Не удивлюсь, если сейчас против него возбудят третье уголовное дело. Слухи об этом, кстати, уже начали курсировать.
Возможно, экономические нарушения, которые инкриминируются Ходорковскому, действительно имели место. Но политическую составляющую этого знакового для российской истории процесса отрицать нельзя. Соответствующую реакцию арест Михаила Ходорковского вызвал и за рубежом. Организацией Amnesty International он признан узником совести.
Однако основная часть российского населения как показывает опрос ВЦИОМ, воспринимала и продолжает воспринимать Ходорковского не как политическую жертву, а как обыкновенного преступника. Опросы об отношении россиян к находящемуся в тюрьме олигарху проводились в 2008 и 2012 годах, и наибольшее количество голосов набрал ответ «вор должен сидеть в тюрьме». Результаты этого опроса есть на странице Википедии, посвященной Ходорковскому.
Повторюсь, рассуждать о реальной виновности или невиновности Ходорковского в тех махинациях, в которых его обвиняют, я не буду. Ибо реальных обстоятельств дела не знаю. Как не буду рассуждать и о виновности либо невиновности Алексея Навального, судебный процесс над которым проходит в настоящее время. Однако и в том и в другом случае уголовное преследование людей, вступивших в конфронтацию с властью, носит явный заказной характер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий